Новости науки

Таинственный остов: мюоны помогут раскрыть загадки древних артефактов

Заглянуть внутрь различных природных или архитектурных объектов, куда невозможно попасть обычным путем, позволят оригинальные пластиковые пленки. Ученые НИИЯФ МГУ и Физического института им. П.Н. Лебедева РАН смогли уловить потоки особых частиц (мюонов), которые способны проходить сквозь пространство, меняя траекторию движения в зависимости от препятствий на их пути. После изучения пленок со следами мюонов становится понятна внутренняя конфигурация объектов. Новый метод используют при исследовании старинного храма в дагестанском Дербенте. Сооружение находится под землей в аварийном состоянии. Есть версия, что это самое древнее культовое христианское сооружение на территории страны. Благодаря меньшей стоимости российская разработка может потеснить на мировом рынке японские аналоги.

Читать материал подробнее »

Российский спутник засек неизвестные науке физические явления

Ультрафиолетовый телескоп, который установили на запущенном в 2016 году российском спутнике "Ломоносов", обнаружил в земной атмосфере мощные световые взрывы. Об этом в интервью РИА Новости рассказал директор НИИ ядерной физики МГУ Михаил Панасюк.

При этом он отметил, что природа свечения неизвестна. "А под ним все чисто, никаких гроз и облаков! Что вызывает "взрыв" — вопрос открытый", — уточнил ученый.

Читать материал подробнее »

В НИИ ядерной физики прокомментировали ЧП со "Спектром"

Российский научный спутник "Ломоносов" с лета не удается вернуть к полноценному функционированию - он не используется по назначению, хотя сам аппарат "жив". Об этом РИА Новости сообщил в понедельник Михаил Панасюк - директор НИИ ядерной физики (НИИЯФ) МГУ им. М.В. Ломоносова, чья аппаратура установлена на "Ломоносове".

Читать материал подробнее »

Годовой отчет Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» за 2017 год

В газете Коммерсант опубликовали годовой отчет "Роскосмоса" за 2017 год, приводим несколько выдержек с упоминанием МГУ и НИИЯФ.

Читать материал подробнее »

Управление атомным ядром позволит физикам из МГУ сделать часы в десятки раз точнее атомных

Евгений Ткаля, заведующий Лабораторией электрон-ядерных и молекулярных процессов Научно-исследовательского института ядерной физики имени Д. В. Скобельцына МГУ, теоретически показал, как можно управлять частотой, с которой ядро тория-229 переходит из возбуждённого состояния в основное. Оказалось, что частоту переходов можно как ускорять, так и замедлять в десятки раз. Это позволит создавать хронометры в десятки раз более точные, чем самые лучшие современные атомные часы. Исследование сотрудника МГУ опубликовано в журнале Physical Review Letters. О работе Ткаля написали многие СМИ, среди них – Вести.ру.

Читать материал подробнее »

Физики МГУ обнаружили в редкоземельном соединении два сложных магнетизма

Сотрудники Научно-исследовательского института ядерной физики имени Д.В. Скобельцына МГУ имени М.В. Ломоносова совместно с коллегами из Российской академии наук синтезировали германид диспрозия в метастабильном состояниии выяснили, что в этом соединении сосуществуют два явления сложного магнетизма. Изучение свойств химических соединений носит фундаментальный характер и в дальнейшем может привести к открытию новых перспективных материалов. Результаты исследования были опубликованы в журнале Journal of Alloys and Compounds. По поводу данной работы вышла статья на Газета.ру.

Читать материал подробнее »

Впервые проведен полный эксперимент по фотоионизации положительно заряженных ионов

При участии ученых ОЭПВАЯ НИИЯФ МГУ, на лазере на свободных электронах FERMI (Триест, Италия) впервые проведена полная реконструкция волновых функций связанных и несвязанных электронов при фотоионизации положительно заряженных ионов. Результаты работы опубликованы 12 ноября в журнале Nature Physics.

Читать материал подробнее »

Впервые продемонстрировано нарушение симметрии электронной эмиссии в последовательной фотоионизации

Примерно 5 лет назад теоретиками ОЭПВАЯ НИИЯФ МГУ было предсказано нарушение симметрии электронной эмиссии при фотоионизации положительного иона в области вакуумного ультрафиолета. Обычно это явление происходит при более высоких энергиях фотонов и никогда не наблюдалось при фотоионизации положительно заряженных ионов. В эксперименте, проведенном международной группой на лазере на свободных электронах (ЛСЭ) FERMI (Триест, Италия) с участием ученых НИИЯФ это предсказание было подтверждено. Впервые продемонстрировано значительное нарушение симметрии электронной эмиссии в ионизированном газе. Эти результаты важны для многих исследований, в особенности проводимых на ЛСЭ. Результаты эксперимента опубликованы 5 ноября в журнале Nature Communications.

Читать материал подробнее »

Получены первые данные о потоках частиц с научно-образовательных наноспутников СириусСат-1 и СириусСат-2

Сайт:

В июле 2018 года с космодрома Байконур благодаря Роскосмосу были доставлены на МКС наноспутники «СириусСат-1» и «СириусСат-2», собранные школьниками на июльской программе «Большие вызовы-2017».

Читать материал подробнее »

Открытие: прямое обнаружение распада бозона Хиггcа на пару b-кварков

Наблюдение, о котором 28 августа заявлено экспериментальной коллаборацией CMS в ЦЕРН, представляет собой еще одну важную веху в изучении свойств бозона Хиггса и его взаимодействий с другими частицами в рамках Стандартной модели. Публикация об этом физически значимом результате направлена в журнал Physical Review Letters.