«Энергия» космоса

Телестудия Роскосмоса
Источник: http://www.federalspace.ru/main.php?id=2&nid=19841

В монтажных корпусах Байконура готовят к запуску грузовой космический корабль «Прогресс М-18М» и пилотируемый «Союз ТМА-08М». Их путь на Байконур начался в подмосковном Королёве, в цехах ракетно-космической корпорации «Энергия». Здесь создают не только пилотируемые «Союзы» и грузовые «Прогрессы», но и целые космические лаборатории.

Именно здесь долгие годы думал и творил космические шедевры Сергей Королёв. Под его руководством создавали баллистические ракеты, стратегические ракетные комплексы. Здесь появились на свет первый искусственный спутник Земли и пилотируемые корабли.

Предприятие стало одним из первых в этом году, куда с рабочим визитом приехал вице-премьер Правительства Дмитрий Рогозин в сопровождении главы Роскосмоса Владимира Поповкина. Обсуждали как день сегодняшний, так и планы на будущее. Программа развития ракетно-космической отрасли России пока в стадии обсуждений. Заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин считает, что должно быть пять холдингов, которые сконцентрируют в себе компетенцию, связанную с системами выведения, системами управления, система разработки спутников, силовых установок, двигателестроения.

Впрочем, РКК «Энергия» по-прежнему в движении. В ее цехах активно собирают новые корабли. «В ближайшие 2-3 года мы собираемся сделать модификацию кораблей «Союза» и «Прогресса», «Союз-МС» и «Прогресс-МС», - говорит руководитель центра проектирования пилотируемых космических комплексов Игорь Хамиц. - В них будет встроено то, что нам уже привычно в жизни, даже система глобального позиционирования, то есть, по-американски GPS, по-нашему ГЛОНАСС».

С помощью системы ГЛОНАСС космические корабли будут определять свои координаты как в космосе, так и точку посадки на Земле. «Союзы» и «Прогрессы» лишь часть того, что здесь рождается на свет. Это контрольно-испытательный центр «Энергии». Игорь Хамиц рассказывает, что перед тем, как отправить на полигон корабли, здесь досконально проверяют все, что возможно, вплоть до нештатных ситуаций.

На стендах РКК «Энергия» макет российского сегмента МКС, научные модули, барокамеры, стыковочные агрегаты, солнечные батареи. Все, что необходимо для полноценной, безопасной и серьезной работы на земной орбите. Разработка последних лет – малый исследовательский модуль «Рассвет». Уже два года он работает на орбите.

«Модуль доставлялся на шаттле, - рассказывает Игорь Хамиц, - он привез 1,5 тонны груза, радиатор для модуля науки, а также привез шлюзовую камеру для модуля науки, которая одной частью пристыкуется к модулю «Наука», и с этой стороны экипаж будет вставлять научные эксперименты, закрывать крышку. Дальше с помощью этих механизмов давление будет падать, крышка отходить, и будет выдвигаться научная аппаратура».

«Наука» в пять раз больше своих предшественников. В модуле уже установлены холодильники-морозильники, виброизоляционная платформа. Все это позволит ученым увеличить количество экспериментов на земной орбите. Летом «Науку» отправят на полигон для финальных испытаний, в конце года ее доставят на МКС. А в «Энергии» уже трудятся над новым проектом.

«Сегодня мы делаем новый пилотируемый космический корабль, - рассказывает о планах «Энергии» Игорь Хамиц, - который должен будет летать на любых орбитах, включая орбиту Луны, доставлять, в отличие от «Союза» не три человека, а четыре. Его проект будет в ближайшее время защищен в наших НИИ и перед главным заказчиком - Роскосмосом».

От проекта до реального полета по первым подсчетам около 5 лет. А пока на орбиту готовятся очередные «Союзы». Эта машина уже в мае доставит на МКС интернациональный экипаж с космонавтом Федором Юрчихиным и астронавтами Карен Найберг и Лукой Парметано.