РГРК «Голос России»
Источник: http://rus.ruvr.ru/radio_broadcast/90923291/204050518/
Космонавты рассказали, как отрабатывают посадку на Красную планету, а профессор Виталий Мельников - для чего России нужны космические электростанции.
Горизонт событий
План космической реформы будет готов к концу марта. Вице-премьер Дмитрий Рогозин дал две недели рабочей группе, чтобы урегулировать разногласия и представить доклад кабинету министров. Совет экспертов уже полгода не может прийти к единому мнению по реструктуризации отрасли и предлагает несколько вариантов. Приоритетной остается модель, при которой Роскосмос сохраняет статус федерального агентства, но получает расширенные возможности по управлению акционерными обществами.
***
"Морской старт" заключил первый после аварии контракт на запуск спутника. Соглашение с телекоммуникационным оператором EchoStar подписано на 2015 год. Однако оно считается предварительным до объявления официальных результатов расследования. 1 февраля запуск "Зенита" с плавучей платформы окончился неудачей. Ракета-носитель через несколько минут упала в Тихий океан. Одной из причин специалисты считают отказ блока, произведенного на Украине.
С корабля на Марс
Космонавты Олег Новицкий и Евгений Тарелкин после полугодового присутствия на орбите отправились на свою планету, а высадились на соседней. И совсем не потому, что погодные условия, отложившие их возвращение на сутки, сбили с курса. Им решили продлить космические ощущения.
По сути, не приходя в земное сознание, они стали участниками беспрецедентного эксперимента. Впервые на уникальной центрифуге отрепетировали ручной "спуск" на поверхность Марса. Никогда прежде космонавты после столь длительных полетов даже в лабораторном режиме не отрабатывали управляемую посадку. А пора бы, говорит начальник научного управления Центра подготовки космонавтов Борис Крючков. Коль скоро Роскосмос поставил задачу эффективно использовать МКС для будущих дальних экспедиций, следует брать процесс в свои руки. Ведь никто не знает, как автоматика поведет себя там. А человека можно проверить и здесь:
"До Марса надо лететь минимум полгода. И мы до настоящего времени не понимали, способен ли вообще космонавт выполнить ручной спуск, если он понадобится при посадке на Марс.
Мы впервые убедились, что космонавты способны выполнить такую работу. Мы задавали различные перегрузки на центрифуге, чтобы охватить весь возможный диапазон. Мы еще не знаем, какой будет кривая спуска. Это зависит от многих вещей: от конкретного космического корабля, от его характеристик, от орбиты, которая будет выбрана. Возможны несколько схем спуска. Мы пытаемся их охватить и изучить все".
Уникальный стенд-тренажер - это не просто центрифуга, а практически кабина корабля с полным функциональным набором. Все - под ключ. Старт, полет, спуск. Имитацию финиша проводили под действием реальных космических перегрузок, в условиях почти марсианской действительности.
Каждый из космонавтов выполнил свою работу трижды - по два раза в статике и по одному во вращающемся аппарате. Справились, по словам Бориса Крючкова, успешно. Это потому, что в принципе были готовы, делиться впечатлениями Олег Новицкий:
"Мы с радостью еще на борту сказали, что готовы провести этот эксперимент. Считаю, что, в принципе, мы отработали неплохо. Большое спасибо инструкторам за проведенную подготовку".
По словам Евгения Тарелкина, в центрифуге ему было даже комфортнее, чем на земле, поскольку еще не успел отойти от космоса. Говорит, самочувствие во время эксперимента было хорошее и все прошло штатно:
"Во время эксперимента проблем не возникало. Для меня лично было тяжелее дойти до этой центрифуги, чем вращаться в ней. В какой-то момент даже полегчало, когда придавило. Все нормально, даже интересно".
Центр подготовки космонавтов подобные эксперименты намерен ввести в традицию. Отныне все экипажи, завершившие вахту на МКС, будут по-настоящему возвращаться домой только через Марс. Это не только центрифуга, но и другие уникальные тренажеры. А все вместе - целая программа изучения готовности человека к масштабу Вселенной. И не только его.
Замначальника Центра подготовки космонавтов Борис Крючков утверждает, что результаты Новицкого и Тарелкина уже позволяют делать кое-какие наброски эргономики корабля будущего. Естественно, с поправкой на отличия Марса от Земли:
"Атмосфера более разреженная на Марсе, давление приблизительно в 160 раз меньше, чем на Земле. Всего несколько миллиметров. Кроме того, диаметр Марса почти в два раза меньше Земли, и притяжение на Марсе не такое, как на Земле. Оно составляет приблизительно 0,38 g, то есть 0,38 от земного. Все эти вещи будут сказываться на конкретных характеристиках спуска. Мы пытаемся это учитывать".
Учитывают и расстояние между соседними планетами. Поэтому, как называет это Борис Крючков, "начинают набирать статистику" к первому годовому полету весной 2015 года. К нему уже готовятся российский космонавт Михаил Корниенко и астронавт NASA Скотт Келли. К их экспедиции формируется особая научная программа, рассказывает Борис Крючков:
"Очень важные работы будут в этом полете по автономной деятельности космонавтов. Это задача, которой до сих пор мы не уделяли особенного внимания. Сейчас космонавты летаю по орбите, постоянно находятся на связи с Землей. А в таком длительном полете, как полет на Марс, который может длиться три года, конечно, будут задержки связи, даже до десятков минут. Мы будем изучать возможности работы космонавтов без быстрой поддержки ЦУПом".
В том, что они с этим справятся, Борис Крючков не сомневается. По его словам, удачный эксперимент с ручной посадкой на условный Марс ко всему прочему доказал, что подготовка российских космонавтов идет правильно. Все-таки это надо уметь - с работы на работу. Кстати, Новицкий с Тарелкиным уже "вышли" на поверхность Красной планеты. Хоть и на тренажере, но впервые в истории доказав, что это возможно.
Солнечная активность
В каждом рисунке - Солнце. Отечественные ученые теперь так видят энергетическое будущее планеты. Пока отдаленное, но уже в набросках, проектах, эскизах. Россия тоже предметно заинтересовалась созданием на орбите космических солнечных электростанций мощностью до 10 гигаватт.
Объясняют просто, как в песне: солнечный круг, небо вокруг, а в нем установка, способная улавливать энергию светила и направлять ее в мирное русло. Это - не новое слово в электрификации всей Земли. США обещают создать рынок космического электричества к 2016 году. Китай и японцы - к 2025-му.
Все они, правда, сделали ставку на СВЧ-системы. Это - техника прошлого века, считает академик Российской академии космонавтики, профессор Виталий Мельников. Но главный ее недостаток, поясняет он, в том, что она неподъемна. Ни по параметрам, ни по деньгам:
"СВЧ имеет длину волны 10 сантиметров, это очень много. Отсюда - очень большая площадь приемных устройств. Нужна электротехническая система в 20 километров, принимающая всепогодно, в снег и дождь. Каркасная конструкция! На Земле есть стадионы, супермаркеты, например, 400 на 400 метров, а километр на километр никто не делал".
У России к этому делу более гибкий подход. Тяжелым конструкциям она предпочитает бескаркасные системы. Они мобильны, подвижны, компактны, но улавливать солнечные потоки могут ничуть не хуже громоздких сооружений. Мы еще в 1993 году показали, как это делать, напоминает космическую историю Виталий Мельников. Так что у нас есть "банка данных", добавляет он, имея в виду размер установки, способной перевернуть мир:
"20 лет назад был проведен космический эксперимент "Знамя" по разворачиванию первой бескаркасной центробежной конструкции площадью 300 квадратных метров (это половина площади обычного дачного участка), массой всего 4 килограмма. Она укладывалась в объем трехлитровой банки.
Всему миру была показана реальная возможность создания таких систем в космосе для решения широчайшего круга задач. К этим задачам и относится создание космических солнечных электростанций, которые требуют огромной площади солнечных батарей".
Однако не только размер имеет значение, но и метод. Радиоволны, говорит Виталий Мельников, это не вариант. СВЧ проходит через все живое, создавая внутреннее поражение. Наш выбор - лазер. Инфракрасный, твердотельный, он предоставляет ряд существенных преимуществ, отмечает ученый.
Концепция, в принципе, та же. Солнечные батареи питают лазеры, распределенные по их площади. От них по волоконным световодам энергия собирается к центральной оптической системе, передающей энергию на Землю, где она снова превращается в электричество.
Но в лазерном исполнении приемные антенны - 40 метров, а не 20 километров. А значит, для солнечного снабжения можно открыть не только территорию под геостационаром (это экваториальные зоны), но и высокие широты: Север России, Канаду, Гренландию, Антарктиду.
К тому же у лазера - все пучком. Он не растекается по площади и действует акцентировано. Россия с ним "на ты". Еще в 1964 году Басов и Прохоров получили за него Нобелевскую премию. А сейчас, с развитием нанотехнологий, лазерные системы резко превзошли системы СВЧ. У нас их производство уже на потоке, рассказал Виталий Мельников:
"Мы можем сделать сильный рывок в мировом процессе создания промышленных лазерных космических солнечных электростанций. В России долларовый миллиардер Валентин Гапонцев имеет 70 процентов производства волоконных лазеров в мире. Во Фрязино у него основная база, вторая база - в Нью-Йорке. У нас очень сильная научная база Академии наук именно по волоконной оптике - центр Физический институт имени Лебедева, возглавляемый академиком Диановым. Здесь есть на что опереться".
По сегодняшним меркам, солнечная альтернатива всем известным источникам энергии выглядит чрезвычайно дорогим удовольствием. Строительство первой космической электростанции оценивается в 30 миллиардов рублей. Столько же стоил полет на Луну. Только американцам он не дал ничего, кроме флага. А луч солнца золотого все же может открыть целой планете светлое будущее. Тем более, что с выходом на промышленное производство солнечного электричества, оно станет в 6 раз дешевле земного.
Астрономия
Единственный шанс есть у ныне живущих полюбоваться кометой Панстаррс. В следующий раз она вернется в Солнечную систему только через 100 тысяч лет. Сейчас комета в идеальном положении для наблюдения в небе, видна даже невооруженным глазом. И это неудивительно: ее свет в два раза превышает первую звездную величину.
Но астрономы все-таки советуют воспользоваться биноклем. Окуляры стоит наводить сразу после заката на запад. При ясной погоде за одной из ярчайших комет этого века можно будет следить до конца марта.