В НИИЯФ МГУ прошла встреча с представителями НАСА


Эдвард Симоне, представитель Космического центра НАСА имени Линдона Джонсона. Фото: Олег Баринов

30 и 31 июля в НИИЯФ МГУ состоялось совещание с представителями американского космического агентства НАСА. Это было продолжение диалога с НАСА, первая встреча была проведена в декабре прошлого года.

Главной целью встречи являлось обсуждение радиационной безопасности экипажа на космических аппаратах при дальних полётах на Луну и Марс для выработки единого стандарта доз облучения космонавтов. В обсуждении принимали участие представители НИИЯФ МГУ, Роскосмоса, ИЯИ РАН, ИМБП РАН, ИЗМИРАН, ЦНИИМаш и НАСА (Космический центр имени Линдона Джонсона, Научно-исследовательский центр в Лэнгли).

«Мы получили рекомендации от нашей Национальной академии наук для выработки единого стандарта по радиационной безопасности. После этого мы сможем начиная с 2020 года заниматься реализацией программы по полёту за пределами околоземной орбиты», - сказал в интервью корреспонденту НИИЯФ МГУ Эдвард Симоне, представитель Космического центра НАСА имени Линдона Джонсона.

В настоящее время российский стандарт суммарной дозы облучения за всю жизнь космонавтов сильно отличается от американского. «В отношении полёта космонавта наши нормы с американскими совпадают по цифрам: за месяц может получить дозу не более 25 сантизиверт, за год – не более 50. Расхождения у нас по радиационному риску в течение всей жизни. Если в американских нормативах допускается в течение жизни космонавта развитие раковой опухоли, то в наших нормативах не допускается, у нас даже риск заболевания системы кровообращения учитывается. У нас норматив по хрусталику глаза в 2 раза меньше, чем у американцев: у нас не более 2 зиверта может получить космонавт за всю жизнь, у них – 4. Нельзя давать дозу в 4 зиверта – это может привести к развитию катаракты», - рассказал доктор биологических наук Александр Шафиркин из ИМБП РАН.

Кроме того, НАСА неооценивает воздействие облучения при солнечных вспышках, но они готовы пересмотреть и сравнить американские и российские модели солнечных радиационных событий, а вместе с этим и доз, которые будут получать космонавты при дальних полётах на Луну и Марс. Для этого будет создана общая база данных событий.

«Прежде всего нам нужно решить, каким образом мы будем определять события. Затем мы сможем анализировать события и вносить в базу данных», - сказал Ден Фрай из Космического центра НАСА имени Джонсона.

«У американцев солнечным событием считаются потоки солнечных частиц, наблюдаемые около Земли, а у нас – вспышка на Солнце и ускоренные от этой вспышки частицы», - пояснил доктор физико-математических наук Рихо Ныммик из НИИЯФ МГУ.

По заявлению Эдварда Симоне, НАСА желает сотрудничать с представителями космической науки из России, чтобы привести два различных подхода к оценке радиационной безопасности экипажа – российского и американского - к общему знаменателю, и выработать единый стандарт доз облучения космонавтов во время межпланетного полёта.


Похожие материалы: