Спутник "Ломоносов". Первые наблюдения и публикации.


Прибор ШОК, состоящий из двух неподвижных быстрых широкоугольных камер

О первых успехах проекта "Ломоносов" и его планах на будущее рассказали профессор С.И.Свертилов и профессор В.М.Липунов.

«Спутник «Ломоносов» в ходе летно-космических испытаний зарегистрировал 5 гамма-всплесков (ГВ) от источников мягких повторяющихся гамма-всплесков (SGR), а также несколько космических гамма-всплесков (КГВ) и солнечные вспышки, - делится успехами Сергей Игоревич. - Основной задачей Ломоносова является исследование КГВ, т.к. это самое мощное и до конца не изученное явление во Вселенной, которое также можно использовать для проверки космологической модели, благодаря удалению источников ГВ на очень большие космологические расстояния. Считается, что такие источники связаны с коллапсом массивных звезд. Чаще всего наблюдают только оптическое «послесвечение» – отклик межзвездной среды на релятивистскую ударную волну, возникающую при взрыве. Важно засечь оптическое излучение именно в момент работы «центральной машины», т.е., когда генерируется жесткое гамма-излучение (prompt emission) – собственное излучение ГВ. Такие наблюдения происходят крайне редко, т.к. неизвестно, в какой точке неба вспыхнет ГВ, а оптические инструменты, как правило, узко направлены, им нужно время, чтобы навестись на эту точку. В современных космических экспериментах время наведения составляет примерно минуту, а ГВ длится десятки секунд, таким образом, телескоп может не успеть повернуться к событию».

Под руководством профессора МГУ В.М. Липунова была создана сеть роботов-телескопов МАСТЕР-ШОК, которая позволяет камере очень быстро переориентироваться. С помощью такой системы уже было зарегистрировано несколько ГВ.

Владимир Михайлович разъясняет: «12 таких камер стоит по всему миру, система появилась благодаря проекту «Ломоносов». 25 июня 2016 года наш прибор на Канарах зафиксировал мощный гамма-всплеск, мы увидели звезду 8 величины, таких событий было 3 штуки за последние 30 лет. Я считаю это большим достижением».

«На Ломоносове две оптические камеры широкого поля зрения (ШОК) установлены таким образом, что их поля зрения находятся в пределах полей зрения гамма-детекторов, т.е., если регистрируется ГВ, то он фиксируется оптическими камерами по триггеру гамма-детектора. Недавно мы отладили триггер, прибор реагирует именно на реальные события, связанные с ГВ. Следующая задача – добиться, чтобы широко-апертурная камера прибора ШОК фиксировала изображения ГВ четко по команде с гамма-детектора, это будет осуществлено в ближайшее время, - рассказывает Сергей Свертилов. - Теперь нам надо дождаться подарка от природы, чтобы возник ГВ со свечением, и проверить слаженность работы гамма-детектора с прибором ШОК. Сложность регистрации состоит в том, что количество участков околоземной орбиты, где можно регистрировать ГВ, не такое уж и большое из-за наличия радиационных поясов и областей высыпания электронов».

Владимир Михайлович дополняет:«На Ломоносове, впервые в российской науке, установлена и оптическая и гамма-аппаратура. Впервые установлены приборы очень широкого поля зрения, составляющего 1000 квадратных градусов. Всё небо - 40000 кв. градусов. Ежесекундно каждая камера ШОК делает два снимка, таким образом, 2000 кв. градусов постоянно снимается на видео. Если за год прибор ШОК зафиксирует около десятка ГВ, то это будет хороший результат».

Профессор Липунов рассказал, что можно отслеживать в реальном времени данные о новых ГВ в архиве «циркуляров» - Gamma Center Network (GCN) Circulars Archive. Туда со всех мировых научных учреждений поступают наблюдения и координаты, где предполагается событие, а затем эта информация проверяется наземными и космическими обсерваториями.

«Циркуляры - это очень серьезная научная работа, степень доверия к ней гораздо больше, чем во многих научных журналах, потому что эту информацию проверяют все мировые обсерватории. Данные Ломоносова, опубликованные в GCN, войдут и в будущие научные статьи», - делится соображениями Владимир Михайлович.